В Украине собственник должен понимать как защитить свой бизнес — совладелец сети "Антошка"


Опубликованно 24.01.2018 00:57

В Украине собственник должен понимать как защитить свой бизнес — совладелец сети "Антошка"

Интервью в рамках проекта "Завтра_2037" проводила Саша Жукова (17 лет), студентка американского университета, фотограф, планирует посвятить себя дизайну одежды. Хочет создать собственный бренд, поэтому изучает все процессы — от производства до маркетинга и рекламы.

Вы открыли свой бизнес всего через 5 месяцев после окончания университета. Вы настолько были уверены в своих силах как предприниматель?Прямой связи между открытием бизнеса и окончанием университета нет. Причиной такого решения было то, что я не нашел работодателя, с которым мне было бы удобно работать и который мог бы задействовать все мои способности. Наверное, если бы я его нашел — вряд ли бы задумался о собственном бизнесе. И я рад, что получилось именно так, как получилось.

А у вас есть опыт работы по найму?Да, такая история есть в моей жизни. Сразу после окончания механико-математического факультета Одесского государственного университета я устроился работать программистом в маленькую фирму. Увидев возможности для развития фирмы, я сделал несколько предложений владельцу по улучшению бизнеса. И получил ответ: "Я тебя взял программистом на 100 долларов, не нужно из себя предпринимателя изображать".

Это был первый и последний месяц моей работы в найме. Больше никогда такого опыта у меня не было. Мне просто не повезло с боссом. Много людей имеют возможности развиваться, работая под управлением грамотных во всех отношениях руководителей. И, наверное, они в более выгодных условиях, чем был я, когда начинал свое дело.

Вторым фактором, который мотивировал меня открыть бизнес, стала моя первая жена. Она всегда говорила, что мужчина должен зарабатывать большие деньги. Мы женились еще во времена бедного студенчества, но уже тогда это было ее условием. Я выполнил это требование. Получается, что мое превращение в предпринимателя было обусловлено не внутренним стремлением, а внешними факторами.

Какие особенности ведения бизнеса в Украине по сравнению с другими странами?Самое главное отличие ведения бизнеса в Украине от других стран — это то, что собственник должен понимать — как этот бизнес защитить. Предприниматели на старте бизнеса не думают об этом. В 1994 году, когда я только начинал, опытные предприниматели сказали мне одну фразу: "Бизнес в постсоветском пространстве определяется размером твоей крыши". Тогда я не понимал, что они имеют ввиду. Позже, когда набрался предпринимательского опыта, понимание пришло. В современной Украине ситуация похожа — размер бизнеса напрямую связан со степенью приближения владельца к власти. Если этого приближения нет, то развитие будет, но очень медленное и с большими рисками.

В Украине нет такого понятия как частная собственность — в любой момент государство может атаковать бизнес. Это главное отличие. В западных странах если ты соблюдаешь все законы и платишь налоги, можешь спокойно развиваться. У нас в стране можно попасть в чью-то сферу интересов и лишиться бизнеса. И каждый владелец должен четко понимать, как в такой ситуации он может защитить свое дело.

По какому принципу вы отбираете идеи для развития своего бизнеса?В бизнесе я уже больше 25 лет, из них 23 года занимаюсь развитием одной компании. За это время я успел убедиться в том, что самый большой эффект приносит работа с нематериальными активами. Развитие талантов людей может дать неограниченно большую отдачу и неограниченно большое удовлетворение. Все инновации и технологии мы направляем на обучение сотрудников и мотивацию команды для достижения экстраординарного результата.

За время своего предпринимательства мне пришлось пообщаться и поработать со многими консультантами, которые предлагали свои методы развития персонала. Я отбирал, скорее, не логикой, а чутьем. Что мне подходит, что я чувствую… Благодаря этому у нас сформировался пул методик по работе с людьми, которые позволили нам опережать рынок на 5-10 лет. Именно это я считаю главным конкурентным преимуществом.

Как вы формируете отношения в команде?C командой я стараюсь строить семейные отношения, мы дружим. У нас есть уважение, поддержка, интерес друг к другу. Когда в моей команде было до 10 человек, мы очень часто общались вне работы, устраивали мероприятия, конкурсы, выезды на природу. Сейчас это сделать сложнее, потому что команда разрослась, появились генеральные директора. У меня меньше возможностей общаться с каждым из сотрудников лично.

Но, как и раньше, подбирая человека в команду, я ориентируюсь на долгие годы совместной работы. В моей компании есть люди, которые работали уже больше 15 и даже 20 лет. К таким людям нужен особый подход — необходимо создать условия, при которых они смогут развиваться и меняться, поскольку и в организации, и во внешней среде происходят изменения. Очень сложно оставаться столько времени вместе. Это как брак. Развод — всегда тяжело, а семейная жизнь — всегда непросто.

Я всегда использую один критерий, как для выбора спутника жизни, так и для подбора сотрудников — человек должен быть для меня вызовом, а я для него. Этот человек должен быть в чем-то лучше меня.

У вас много друзей?Благодаря сообществу владельцев семейных компаний FBN Ukraine у меня много друзей, часть из которых очень близкие. Мы проводим много времени вместе, путешествуя по миру и Украине.

Какую литературу вы посоветуете прочитать человеку, который хочет развиваться в сфере предпринимательства?Чтобы успевать за прогрессом, нужно читать книгу в неделю, а значит, читать очень много. И в таком случае, чьи-то советы будут абсолютно бессмысленными. Нужно понимать, что среди множества книг будет большая часть промежуточных, которые могут что-то дать, а могут и не дать ничего вообще. Но если читать много, то всегда найдешь авторов, которые окажут на тебя очень сильное влияние, произведут взрыв в сознании. Я бы посоветовал для начала прочитать Гербера "Создание предприятия, которое бы работало", а потом зарегистрироваться в сети https://www.goodreads.com/, где пользователи обмениваются мнениями о лучших книгах и выбирать то, что вызывает у вас интерес.

Интервью проведено в рамках проекта "Завтра_2037", где талантливые дети Украины делятся своими невероятными изобретениями и достижениями. На мероприятии вы услышите концентрат инсайтов для маркетологов, HR-специалистов, прогрессивных преподавателей, родителей и всех, кто активно задумывается о завтра. И все это — от футурологов, визионеров будущего — сегодняшних подростков.



Категория: Мода