Надежда есть: о фильме Аки Каурисмяки "По ту сторону надежды"


Опубликованно 02.04.2018 06:00

Надежда есть: о фильме Аки Каурисмяки "По ту сторону надежды"

Хороший год для кино

Мировая премьера ленты "По ту сторону надежды" состоялась в основном конкурсе 67-го Берлинского МКФ. Картина считалась одним из главных фаворитов фестиваля и в итоге получила второй по значимости приз — "Серебряного медведя" за лучшую режиссуру. Также фильм был номинирован на две премии Европейской киноакадемии — как лучший европейский фильм года и за лучшую режиссуру, однако наград не получил.

Пожалуй, главные почести новому фильму Аки Каурисмяки оказали кинокритики. По версии Международной федерации кинопрессы FIPRESCI он стал лучшей картиной 2017 года. Так что тот факт, что ведущие награды несколько обошли ленту стороной, — ничуть не свидетельство ее художественной слабости, но итог творчески сильного года в мировом кино.

Как член Международной федерации кинопрессы FIPRESCI я голосовал за этот фильм, как за лучшую ленту 2017 года.

Сдержанное мастерство

Несловоохотливая работа Аки Каурисмяки выполнена в точном, сдержанно-невозмутимом стиле, который подталкивает анализировать каждую сцену, и в то же время исполнена внутренней (само) иронии, теплой человечности, гуманизма.

В итоге, фильм — что характерно для творчества Аки Каурисмяки — способен понравится и тем, кто любит внимательно разбирать послание режиссера, представленное в схематично выстроенных ситуациях, формирующих скелет истории, и тем, кто ищет в кино в первую очередь искренность эмоции. После премьеры Аки Каурисмяки заявил, что "По ту сторону надежды" — его последняя киноработа. Если это действительно так, то уходит он на очень высокой ноте. Универсальная финская история

"По ту сторону надежды" связывает две — "чужую" и национальную — судьбы. Молодой сирийский беженец нелегально прибывает в Финляндию на корабле в груде угля, чтобы просить убежища, пытается устроиться в новой для себя стране и найти сестру, которая тоже бежала из Сирии.

Старомодный невозмутимый коммивояжер уходит от жены, меняет профессию и пробует себя в ресторанном бизнесе, уверенный, что тут его ждет успех, потому что люди пьют и тогда, когда хорошо, и тогда, когда плохо.

Однажды, он встречает сирийца у мусорных баков своей забегаловки и после конфликта, в полной мере отраженного в трейлере фильма, берет его на работу, помогая хоть как-то стать на ноги в новой стране. В этом принимают участие и колоритные сотрудники ресторана, доставшиеся в "наследство" от предыдущего владельца.

Развитие трапезного бизнеса рождает немало курьезных ситуаций, юмор которых пружиной вырывается сквозь сдержанное, исполненное неподдельной серьезности поведение героев. Обустройство судьбы сирийца, в свою очередь, дает немало поводов для напряженного сопереживания и даже слез.

Темные тона гуманизма

Финляндия предстает на экране местом, в котором ни сами финны, ни новоприбывшие не чувствуют себя комфортно, строя планы, чтобы отсюда уехать-укатить. Одной из причин таких настроений является бюрократическая государственная машина. Режиссер проводит четкий водораздел между ней и людьми, которые, конечно, способны и на низкие поступки, но в большинстве своем готовы помочь.

Сама же история, рассказанная в фильме, носит общечеловеческий характер, без границ. Этому способствуют музыкальные композиции, которые разрезают повествование, превращаясь, будто по заветам Бертольда Брехта, в критический комментарий к показанным событиям. А также карикатурно-консервативный образ финской действительности, "вынырнувший" из 1950-х годов и больно сталкивающийся с вызовами нового глобального мира.

Итог такого столкновения — тонкая комедия в темных тонах, исполненная и волшебством, и трезвой оценкой современности, в которой так непросто идти по пути человечности.



Категория: Мода